Меню
16+

Сетевое издание «Трудовое знамя»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Икона – это не светская живопись…»

Автор: Елена ДАНИЛЬЧЕНКО

 Каждая работа В.И.Ахметзяновой – это ещё один шаг к глубокой вере.

Говорят, что с возрастом мы становимся мудрее, великодушнее, нам хочется сделать то, что останется потомкам, что-то красивое, душевное, близкое сердцу. А ещё многие обращаются к Богу. Одни просто читают молитвы, берут в руки Библию. Другие периодически ходят в церковь. Жительница деревни Кочкарное Валентина Ивановна Ахметзянова пришла душой к глубокой вере через написание икон. Согласитесь, очень редкое и необычное увлечение. Поэтому мы просто не могли не побывать у неё в гостях.

– Почему иконопись? Это ведь не так просто, сложно… Особые навыки нужны… – робко начинаю я разговор, потому что не являюсь глубоко верующей. Но в то же время к христианству отношусь с уважением и трепетом.
– Пробовать работать над написанием икон начала с 2009 года. Наверное, настал тот момент, когда захотелось вникнуть в веру, приблизиться к Богу через свои работы. Как-то раз зашла в Сладковский приход Всемилостивого Спаса. Мне там очень понравилось! Сейчас часто в нём бываю. А так как люблю рисовать, то увлеклась иконописью, – рассказывает моя собеседница.
Как отметила Валентина Ивановна, написание ликов святых – не светская живопись. Это большая ответственность, труд, занимающий много времени. Художник через свои произведения старается выразить себя, своё видение мира, делится с людьми тем, что его взволновало. Икона – совсем другое. Она предполагает полный отказ от себя.
– Существуют каноны, которым нужно следовать. Это почти как литургия, только в изображении. Икона – своеобразное окно в мир горний, соединяющее человека с прообразом. Иконописцы перед работой постятся семь дней и обязательно читают молитвы. Мне посчастливилось побывать на специальных курсах в Санкт-Петербурге, где нас учили иконописи, – с воодушевлением говорит В.И.Ахметзянова.
Я не раз бывала на различных выставках в музеях. И в нашем районе, и за его пределами. Каждая картина как будто хранит портрет автора за рамой. Потому что «почерк» свой, так скажем, стиль написания, особенности изображения мира, окружающих людей и природы.
Про написание ликов святых не могу так сказать. Потому что редко видела изображённые маслом или темперой иконы. Да и понять такое искусство можно лишь тогда, когда душа и сердце окунутся в веру глубоко, навсегда. До нынешнего момента в себе я такого не открыла. Поэтому на иконопись смотрю одновременно с восхищением и небольшой робостью. Пока это всё от меня далеко… Тем не менее разговор с Валентиной Ивановной словно приоткрыл мне дверцу в тот таинственный мир, который является умопостигаемым.
– Иконописцем можно назвать того, кто пишет лет двадцать. Именно такой примерно период становления. До этого – увлечение, получение удовлетворения от своей работы, – высказывает мнение бывший педагог.
Во время встречи с ней мы немало узнали о тонкостях написания ликов. Раньше иконы писали только на вечном материале, таковым считалось дерево. И только естественными красками, пигментами. Сейчас не возбраняется писать маслом, вышивать (нитками, бисером, стразами даже).
– Очень важно при написании икон веровать в Бога. Это обязательно, – подчёркивает Валентина Ивановна.
– А сколько времени уходит на одну работу? – задаю вопрос.
– По-разному. Если пишешь маслом, то здесь особая технология. Несколько слоёв необходимо наложить, каждый из которых должен хорошо просохнуть, чтобы краски не пожухли, иначе они просто перестанут звучать. Примерно в течение семи-десяти дней. Пигментами быстрее. Хотя… Каждая работа занимает немало времени, ведь пишешь скрупулёзно, отдавая всю душу, – отвечает она.
В.И.Ахметзянова много рассказывала о способах приготовления красок, как их разводить, как подготовить доску под иконы. Технологий немало! Но, наверное, главное всё же в этом деле – вера.
Показала наша собеседница приобретённую в Санкт-Петербурге сосновую доску с дубовыми шпонками для иконы, целый арсенал красок. Ну и, конечно же, готовые работы. Они просто очаровали нас! Ярко, красиво, завораживает!
– Не было мысли продать? – спрашиваю.
– Нет, что Вы, я об этом даже и не думаю! – возражает хозяйка уютного дома и автор икон.
Когда показывала работы, она с такой любовью их поглаживала, аккуратно держала, ставила на столик. Бережно, как-то благоговейно, если можно так выразиться. Кстати, на написание некоторых ликов Валентину Ивановну подвигло рождение внуков. Такой стимул хороший! Ведь дети – это радость и для родителей, и для бабушек-дедушек.
– Что ещё хотите написать в ближайшее время? – мой вопрос в завершение разговора.
– Сейчас работаю над Богородицей, планирую ещё выполнить икону «Благое молчание», – говорит Валентина Ивановна.
Мы с удовольствием провели несколько минут с этой прекрасной женщиной, внимательно, с интересом слушали, многое узнали. Конечно же, восхищались её талантом. Ведь кроме Божьей помощи, глубокой веры здесь нужны способности. А они даны Богом. Вот такой жизненный круг, в котором В.И.Ахметзянова творит и радует окружающих. И лики святых не просто стоят в комнате. Они освещают, направляют и благословляют.

Фото Алексея ЛАВРОВА

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.