Меню
16+

Сетевое издание «Трудовое знамя»

12.02.2020 16:40 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Лоскутное покрывало из человеческих судеб...

Автор: Анастасия Гацаева

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Враг наступал. Жестокий, беспощадный!

Из западных областей, оказавшихся в угрожаемой зоне, началась эвакуация мирного населения

Уже 24 июня при Совете народных комиссаров СССР был создан Совет по эвакуации. Основными документами, определяющими как, куда и кого вывозить и каким образом это делать, стали Постановления ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О порядке вывоза и замещения людских контингентов и ценного имущества» и «О порядке эвакуации населения в военное время».

Шли эшелоны

на восток

Эвакуация из Ленинграда началась уже 28 июня 1941 года. Работа в этом направлении продолжалась даже после установления блокады – через Дорогу жизни и по воздуху. Напомним, блокада осаждённого гитлеровскими войсками города на Неве длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.

Вывозили людей, оборудование, сельскохозяйственных животных, всё, что имело ценность, вглубь страны, на Урал и Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию, Закавказье. Под бомбёжками вражеской авиации шли эшелоны на восток, спасая мирное население от ужасов войны. Ведь враг считал достойным истреблять слабых и беззащитных своих противников – стариков, женщин, детей.

Прибыли эвакуированные граждане и в Сладковский район Тюменской области, который в сороковые годы прошлого столетия именовался Маслянским районом Омской области. Краевед В.Н.Малышев в своей книге «Земля сладковская» пишет: «Природную человеческую чуткость показали люди при встрече эвакуированных. Их прибыло много из западных областей. И всем нашли работу, сносное по тем временам жильё. Для эвакуированных детей открыли детские дома в Никулино, Покровке, Маслянке». Всего же их было четыре – ещё один, самый первый, появился в Александровке.

Документальная

история

В секторе по делам архивов администрации Сладковского муниципального района хранится журнал, заполненный от руки председателем исполкома райсовета Демьяненко. Это список семей и лиц, прибывших в Маслянский район по эвакуации из разных сторон проходящими эшелонами в 1941 году. И вот данный документ передо мной. Давайте изучим его вместе, ведь это нашей с вами истории строки.

Итак, в его верхнем правом углу значится следующее. Данный список составляется исполкомом городского или районного совета депутатов трудящихся и пересылается в областной (краевой) исполком, СНК АССР через пять дней по прибытии эвакуированных. Сводный список по эшелону составляется (по этой же форме) областным (краевым) исполкомом, СНК АССР и отсылается в Переселенческое управление при Совете народных комиссаров СССР.

Далее. Номер эшелона 77. Станция отправления – город Ленинград. Время отправления эшелона 5 августа 1941 года. Неразборчиво указан час, либо 20.20, либо 21.20 Москвы (значит, время московское).

Станция прибытия эшелона – Маслянская. Время – 15 августа 1941 года. То есть в пути ленинградцы пробыли десять суток.

Забегая вперёд, скажу, что в журнале имеются записи о прибытии эвакуированных людей также 25 сентября, 15 октября, 18 октября, 21 октября, 22 октября 1941 года. Также есть список семей и лиц, приехавших в Маслянский район Омской области из города Хабаровск 4 сентября 1941 года.

Запись ведётся по порядку. Указываются фамилия, имя, отчество, отношение к главе семейства (жена, сын, дочь и другие, к примеру, встречается тёща, сестра). Одинокие обозначались цифрой 1, регистрировались в графе «одиночка». Записывался год рождения. Насыщенной оказалась графа – место рождения: область (край, республика), район, город, село. А также вносились в журнал специальность, место проживания и работы до эвакуации. Каких только профессий здесь не было: кузнецы, счетоводы, педагоги, трактористы, даже домохозяйки, чернорабочие, а ещё руководители, председатели!

Человеческие судьбы

География очень большая. Здесь есть уроженцы Смоленской, Могилёвской, Орловской, Житомирской, Запорожской, Псковской, Воронежской, Тамбовской и других областей. Указаны выходцы из Эстонской, Литовской, Украинской, Белорусской республик. К примеру, педагог Анастасия Аксентьевна Зыбалова,

родившаяся в Азербайджанской ССР. Были здесь и уроженцы Дальневосточного края, Амурской области. Возможно, это жители западных областей, которые после начала войны бежали из родных мест в крупные города – Ленинград, Москву. Или же это люди, которые родились в других регионах, но потом проживали в Ленинграде, создавали семьи, рожали детей и уже потом уезжали оттуда во время общей эвакуации.

Прибыло несколько многодетных семей. Например, у Сергея и Екатерины Синичкиных из Витебской области пятеро ребятишек, самая маленькая дочь 1939 года рождения по имени Мальвина. Вообще, интересно читать имена, которыми родители называли своих детей в тридцатые – сороковые годы. Среди обычных имён встречается Рем (революция мировая). Имелась тенденция на зарубежные имена – Роберт, Жорж, Альфред, Герман. Есть мужские имена Мина, Вена. У Лидии Григоренко сын 1940 года рождения Адольф. Каково малышу было жить с таким именем? Среди девочек встречаются Инесса, Нэли, Элеонора, Нона, Жана (скорее всего, последние записаны с ошибкой). А есть и старинные русские имена – Ненила (Неонила).

Судьбы человеческие! Женщина с фамилией Лебедева, у которой два сына Соколовы. Это свои дети, приёмные? Почему фамилии разные?

В октябре 1941 года на станцию Маслянская прибыли трое юношей 1920-1921 годов рождения. Родом они были из АССРНП (Автономной Социалистической Советской Республики немцев Поволжья). До эвакуации служили в рядах РККА (Рабоче-крестьянской красной армии). Рейнгольд Минх направлен на проживание в Михайловку, Довыд Шильд в Пелевино, Вельгельм Фендель в Малый Куртал. Скорее всего, после начала войны красноармейцев демобилизовали и отправили в тыл, подальше от линии фронта. Чуть позже прибыл Александр Батт 1924 года рождения, которого направили в Ураловку (этой деревни сейчас нет). Он владел специальностью каменщика и до эвакуации проживал в Нижнем Тагиле, где работал на заводе. Почему был один, где его семья? Тогда же в октябре прибыл Иван Садурский (1923 года рождения), украинец по национальности, учащийся Житомирского ФЗУ № 4. Его направили жить в Усово. И он тоже был одиночкой. Что же случилось с его родными? И как сложилась его судьба после достижения им совершеннолетия? Призвали на фронт, воевал или направлен в трудармию? Остаётся только догадываться. Война многие вопросы оставила без ответа.

… Листаю страницы, читаю выведенные чёрными чернилами строки, а перед глазами словно встают живые люди: мужчины и женщины, мальчики и девочки. Свидетели грозной поры! Словно огненный вихрь разметала война этих людей, сорвала с насиженных мест, оборвала корни с малой родиной, принесла беды, лишения. Эвакуация собрала их вместе, а Сибирь дала кров, согрела своим теплом. Словно лоскутное одеяло сшили, один кусочек – оттуда, другой – отсюда, третий – совсем издалека, а соединились вместе – и получилось пёстрое покрывало на земле сладковской!

Фото Алексея ЛАВРОВА

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.