Меню
16+

Сетевое издание «Трудовое знамя»

23.06.2020 11:49 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Олинта Цинн: «Дети трудились как взрослые»

Автор: Людмила ВЕРХОШАПОВА

Майская труженица хорошо помнит каждый прожитый день в годы войны

Олинту Генриховну на тот момент, когда грянули первые боевые раскаты, нельзя было даже подростком назвать. Ребёнок… Девятилетний ребёнок ещё тогда не совсем понимал, что происходит и почему жизнь перевернулась в одночасье.

– Именно того момента, когда объявили о начале войны, не помню. Но хорошо отложилось в памяти время, как я впервые пошла в школу. Ужасно радовалась этому. Первый день… Учительница сказала, что нам с братом нужно принести по одному рублю на приобретение необходимым школьных принадлежностей. Мы прибежали домой, поторопились сказать об этом маме. Но она стояла в слезах. «Вы не пойдёте больше в школу. Нас выгоняют», – проговорила мама, – начала рассказ моя собеседница.

Семья немцев с Поволожья, в которой помимо маленькой Олинты росло ещё несколько ребятишек, была направлена в Сибирь. Прибыли в Сладковский район, в деревню Михайловка.

– Конец сентября… Люди выкопали картошку, хоть какие-то запасы на зиму себе сделали. Кров дали, но есть то хочется. Мы пошли по огородам, где летом картофель рос. Искали не выкопанные плоды. Помню, кто-то спокойно реагировал. А некоторые выходили и прогоняли нас с участков. К зиме мы с колхозных полей накопали себе картошки, но всё равно приходилось её есть мороженую, замерзала в подполе. Холодно ведь было, – вспоминает Олинта Генриховна. – Вскоре и работать пошли. Никто не смотрел на то, что мы дети. Весной, летом, осенью наравне со взрослыми трудились на полях. Не забыть, как почти голышом пололи землю от осота. Он же колючий. Вот чтобы руки были целы, нарывали простой травы, а потом уже ею зажимали осот и выдёргивали его. Обуви никакой не было. Обдирали бересту с деревьев, обматывали её верёвками вокруг стопы и шли работать. Как было тяжело в то время, сейчас представить сложно.

По щеке труженицы скатилась слеза. Ещё более мокрыми стали глаза, когда женщина начала рассказывать об отце.

– Я ведь до сих пор не знаю, где он похоронен. Его в трудовой лагерь забрали уже в январе. Помню, как он сильно плакал, боялся нас оставлять. Больше мы его не видели. Спустя много лет после окончания войны я узнала, что отца задавило деревьями, которые после рубки были сложены в ряды. В какой-то момент они покатились и под ними оказался мой папа. Куда его увезли, похоронили или нет, я не знаю этого, – дрожащим голосом рассказывала труженица.

В деревне Михайловка семья прожила всю войну. В 1948 году перехали в деревню Кудрявцево. Позже Олинта и судьбу свою встретила, вышла замуж. С супругом вырастили пятерых детей. Трудились всю жизнь. У Олинты Генриховны – звания «Ветеран труда», Ветеран Великой Отечественной войны за непосильную трудовую ношу в борьбе за Победу!

Фото Алексея ЛАВРОВА

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.