Меню
16+

Сетевое издание «Трудовое знамя»

15.09.2020 13:32 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

История в миниатюрных автомобилях

Автор: Анастасия Гацаева

В Сладковском районном краеведческом музее действует выставка «Автолегенды» (коллекция была собрана сладковцем Кондрашенко В.Б. с 2005 по 2010 годы). Подобная экспозиция выставляется впервые.

Здесь представлены миниатюрные модели отечественного автопрома. Есть чёрные «Чайки», белые и цветные «Москвичи», «Жигули», «Таврии», «Запорожцы», микроавтобус «Старт». Имеются машины «Скорая медицинская помощь», «Криминалистическая лаборатория», знакомые по кадрам советских детективных фильмов. А также несколько моделей военной техники. «ЗИМ», «ЗИС», «КИМ», «СМЗ», «М» — какие интересные аббревиатуры. И вот внимание привлекает «малышка» с откидным верхом. Кабриолет? А разве такие были? Оказывается, это «Победа», детище Горьковского автозавода. Именно она запомнилась современникам тем, что время её выпуска пришлось на середину 50-х годов, когда страна залечила самые свои тяжёлые раны, нанесённые ей войной, и устремилась в своём развитии вперёд, в том числе и в космос.

Рождённая стать легендой

История появления «Победы» очень интересна. Ведь её «рождение» пришлось на очень трудное для нашей страны время. К 1938 году Горьковский автозавод приступил к формированию перспективного типажа своей продукции. Среди запланированных к разработке моделей были грузовик ГАЗ-51 и легковой автомобиль ГАЗ-11. Основные работы велись над грузовой моделью, так она была в приоритете для народного хозяйства. Проектирование «легковушки», как имевшей меньшее значение, и при этом более сложного в освоении, затянулось. Повлиял и уход заводского художника-конструктора Валентина Бродского, призванного в сентябре 1940 года на военную службу (ещё на войну с Финляндией). А потом наступил 1941-й, началась Великая Отечественная война.

«Всё для фронта! Всё для Победы!»

Возможность вернуться к работам над легковыми автомобилями у завода появилась после Сталинградской битвы. Она ознаменовала начало коренного перелома в ходе боевых действий. Официальное разрешение было получено после совещания Наркомата средней промышленности 3 февраля 1943 года. Решение возобновить старые разработки, и заняться новыми было встречено с большим воодушевлением. Оно вселяло в людей надежду на то, что скоро наступит мирная жизнь. Процесс приостановился лишь однажды. Летом 43-го немецкая авиация начала интенсивные бомбёжки советских предприятий. Пострадал и Горьковский автозавод. По мнению специалистов, на восстановление потребовался бы год. Но благодаря круглосуточной самоотверженной работе заводчан его удалось запустить уже через месяц.

Автомобиль был создан практически с нуля, с применением ограниченных ресурсов. И всё же в ноябре 1944-го его первая модель выехала во двор автозавода.

В то время ещё не было устоявшихся эмблем, поэтому буквально на каждую модель создавались оригинальные шильдики. На постаменте «Победы» возвышалась буква «М», то есть «Молотовец» (с начала 1930-х и до 1950-х завод носил имя наркома Молотова).

«Родина» или «Победа»?

Наступил май 1945-го. Страна праздновала Победу. Уже 19 июня 1945 года после прохождения государственных приёмочных испытаний, предсерийные экземпляры легкового автомобиля были продемонстрированы в Москве высшему государственному и партийному руководству во главе с Иосифом Сталиным. Существует версия, что новинку хотели назвать «Родина». Но когда в июне 1944 года Сталину показали образец будущего автомобиля, тот спросил: « И почём мы будем Родину продавать?». Тогда ему сообщили второй вариант названия, который был одобрен. Есть и другая версия: с самого начала проектирования «легковушки» было заложено официальное название «Победа», в честь скорой Победы советского народа над гитлеровской Германией. Название «Родина» предлагалось для следующей модели, М-21, и никогда не выходило за стены завода. Хотя интересно, если бы не случилось войны, то, как бы всё-таки назвали ту самую «легковушку», проектирование которой началось в конце тридцатых предвоенных годов?

Страна возрождалась из руин. Уже 26 августа 1945 года вышло постановление ГКО «О восстановлении и развитии автопромышленной промышленности»,

предписывавшее освоить выпуск новой модели легкового автомобиля среднего класса. Позднее его несколько раз модернизировали. «Победа» ГАЗ-М-20 стала массовым советским автомобилем, который выпускался с 1946-го по 1958-й.

Выставка «Автолегенды» заинтересует тех, кто питает особые чувства к автомобилям, выпущенным в советское время, и к их уменьшённым копиям. Для взрослых посетителей это словно пропуск в детство или юность, возможность вспомнить свою самую первую машину, и события, которые с ней связаны. Для молодёжи это повод прикоснуться к истории, взглянуть на то, «как было раньше». А детям, возможно, будет просто интересно посмотреть на маленькие машинки в стиле «ретро», пусть и без пульта управления и спецэффектов.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.