Меню
16+

Сетевое издание «Трудовое знамя»

08.09.2020 15:27 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Разведчик Алексей Козлов погиб в бою под Оржицей

Автор: Анастасия Гацаева

haib-vestnik.rbsmi.ru

Наш земляк в годы Великой Отечественной войны пал смертью

храбрых, прикрывая отход своего отделения

В секторе по делам архивов администрации Сладковского муниципального района хранится статья из газеты («Тюменский комсомолец», № 62, 24 мая 1978). «Имена на обелиске» – из воспоминаний об Алёше Козлове из д. Стрункиной Сладковского района» – таково название материала. И подпись: «А.Полехин, бывший командир батальона, ветеран Великой Отечественной войны». Комбат рассказывал о двух бойцах – сибиряке Алексее Козлове и смолянине Иване Ковалёве. И о том, что 22 сентября 1941 года они погибли.

По словам Полехина, в первые дни Великой Отечественной войны он командовал батальоном в Западной Белоруссии. Ведя оборонительные бои, они с горечью в сердце отходили на восток.

«Где-то под Гомелем ко мне подошли два солдата и попросили принять их в батальон, — пишет комбат. – Рассказали, что их часть попала в окружение в районе Бреста. Мало кому удалось вырваться из окружения и болотами пробраться к своим…».

О себе вновь прибывшие бойцы доложили кратко. Один представился Алексеем Филипповичем Козловым, место рождения, судя по всему, деревня Стрункино. К сожалению, в материале не указаны район и область. Второй назвался Иваном Андреевичем Ковалёвым, родом из Смоленской области. Оба комсомольцы.

«Определил я их в отделение, которым командовал сержант Михайлов. Сибиряк Алёша Козлов оказался парнем весёлым и остроумным, его шутки всегда поднимали бойцам настроение», – так описывает Алексея комбат.

Алексей, Алёшенька,

сынок

Наш ли это земляк? Деревня Стрункино (или Стрункинская) относится к Новоандреевскому сельскому поселению. Руководитель местного школьного музея Светлана Ускова рассказала, что раньше на 44-м разъезде, то есть Стрункино, проживал Филипп Козлов. У него были сыновья. Один – Пётр Филиппович до самой старости жил в Новоандреевке, работал на железной дороге. Сейчас в живых его уже нет. А другого звали Алексей. Алексей Филиппович, о котором рассказывается в газетной статье, мог приходиться ему братом. Увы, документальными подтверждениями мы не располагаем.

Также это имя встречается в «Списке воинов-земляков, погибших в годы Великой Оте-чественной войны по Новоандреевскому сельскому Совету». Материалы публиковались в районной газете «Трудовое знамя» под рубрикой «К 45-летию Великой Победы» в 1990 году. Краевед Владимир Малышев, основываясь на эти данные, упоминает в своей книге «Они не вернулись из боя» Алексея Филипповича Козлова. Так что наш он, наш! Из одной деревни с героями СССР Николаем Закоркиным и Василием Сысоевым!

«В первых же боях Козлов показал себя храбрым солдатом, – рассказывает в своём письме командир батальона. – Когда нам пришлось оставить Гомель, я получил приказ взорвать мост через реку Сож. Это ответственное задание поручил отделению Михайлова. Михайлов взял с собой Алёшу Козлова, Ваню Ковалёва и Сашу Котова. Группа по-пластунски подобралась к мосту и несмотря на ураганный огонь противника взорвала его. Приказ был выполнен».

И такое было не единожды! «Позднее, находясь в разведке у деревни Семёновка, Алёша Козлов со своим товарищем Ваней Ковалёвым подорвали немецкий бронетранспортёр и захватили в плен офицера и ценные документы. В этот же день они подорвали автомашину, уничтожив при этом более десяти фашистов», – вспоминает бывший фронтовик. «Алёша, Ваня, Саша», – как просто, по-отечески называет своих солдат командир батальона. Он прошёл войну, выжил, состарился в мирное время. А эти ребята навсегда остались молодыми! Они не вернулись из боя…

Каждый стоял

насмерть

«На всю жизнь (в словах комбата сквозит такая горечь!) запомнил я четырёхдневный бой в местечке Оржица Полтавской области. Здесь наш батальон попал в окружение. С 18 по 22 сентября 1941 года мы днём и ночью вели упорные бои. Гитлеровцы обстреливали Оржицу из орудий и миномётов, бомбили с воздуха. От разрывов было темно, всё вокруг горело.

Взвод разведки, в котором находилось отделение Михайлова, укрепился в нескольких домах на окраине Оржицы. В первые три дня разведчики отбили несколько атак противника, уничтожили более сотни фашистов. Помощи нашим парням ждать было неоткуда. Каждый стоял насмерть. Алёша Козлов, раненный в руку, продолжал вести огонь по наступающим фашистам из ручного пулемёта».

Эти строки трудно читать. Просто ком в горле. «Самый жестокий бой разгорелся вечером 22 сентября 1941 года. Поддерживаемые танками фашисты лавиной обрушились на наши позиции. Отбито уже несколько атак, но людей у нас оставалось всё меньше и меньше. И было принято решение отступить. Отход бойцов прикрывали два неразлучных друга Алёша Козлов и Ваня Ковалёв».

Имена на обелиске

Мы никогда не узнаем, о чём думали эти ребята. О чём говорили в тот момент. Кого вспоминали. С кем прощались. Даже то, как они выглядели. И снова слово комбату: «Когда у разведчиков кончились патроны и гитлеровцы, окружив их, попытались взять героев в плен, боевые друзья встали во весь рост и пошли навстречу врагам. Они гранатами подорвали себя и более десятка фашистов…Так геройски погибли комсомольцы сибиряк Алёша Козлов и смоленский парень Ваня Ковалёв…».

Ветеран Великой Отечественной войны А.Полехин закончил рассказ такими словами: «После войны я установил связь с пионерами средней школы и музеем Оржицы. Мне сообщили, что погибшие в боях за Оржицу в сентябре 1941 года похоронены в братской могиле. Был установлен обелиск. Имена воинов моего батальона высечены на нём».

Честно говоря, меня потряс этот рассказ. Задумайтесь, тем событиям почти восемьдесят лет! Это был страшный 41-год. И вполне возможно, что мы, нынешнее поколение, узнаём об этом безымянном подвиге впервые. Знать – значит помнить! Пока мы помним – они живы!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.